Назад

                    О библиотеке

начальная школа
среднее звено
старшее звено

  Библиотека - это информационный образовательный и культурный центр. Приятно удивит площадь помещения - 209 кв.м. (План библиотеки). Просторный читальный зал на 22 рабочих места. При проведении праздников свободно помещаются 2 класса.
        Фонд библиотеки составляет 19 171 экземпляров книг и 19 185 учебников. В фонде читального зала ... Подробнее ...
        Всё вышеперечисленное, наверное, есть во многих библиотеках.
        Самая главная ценность нашей библиотеки - наши читатели - умные, сообразительные, добрые, щедрые, талантливые, творческие.
Роль библиотеки видится в том, не превратить её в информационный центр, а сохранить для читателя книгу как огромный пласт мировой культуры. Поэтому библиотекарь считает своей задачей развить интерес к чтению. Для развития понимания, воображения, фантазии, речевого и прикладного творчества детей мы широко используем активные формы популяризации книг -  литературные праздники. Это особенно важно в начальной школе. С этой целью в начале учебного года составляется план внеклассного чтения совместно с учителями нашей гимназии. Основа плана - рекомендованный список в учебниках по чтению (автор Бунеева), рекомендованный указатель детской литературы для учителей, библиотекарей, родителей  "Художественная литература" составитель Ильчук, каталог детской литературы учащихся начальной школы.
        При составлении плана работы библиотеки на год в разделе "Массовая работа" обязательно учитывается план по внеклассному чтению. Для каждой параллели начальной школы планируется проведение 3-4 праздников. Перед этим проводится диагностика читательских предпочтений. В план библиотеки будут обязательно включены мероприятия по тому разделу литературы, интерес к которому падает. Например, уходит на второй план поэзия. Значит, будем готовится к проведению поэтического салона.
       Большая роль в развитии интереса к чтению отводится семье. И мы чувствуем большую поддержку семьи. На литературных праздниках в классе, где 22 человека, присутствует 16-18 родителей. Родители готовят костюмы и маски, помогают в оформлении интерьера (рисуют, пишут заголовки и.т.д.). На семейном ток-шоу "Любимые книги детства" выступают семейные команды. Родители с удовольствием соглашаются исполнять роли по сценарию. Это благотворно влияет на детей. Они гордятся своими родителями, бабушками, дедушками. Праздник как средство развития интереса к чтению, трудно переоценить. К нему готовятся, его ждут, его помнят. Такой праздник можно подготовить только в союзе учитель - библиотекарь - родитель - дети -учитель. Все праздники музыкально оформлены. В этом помогают учителя музыки. К каждому празднику дети готовят творческие работы: рисунки, поделки и т.д.
       Для того чтобы определить интеллектуальный потенциал первоклассника уже в октябре проводится интеллектуальная игра "Крестики - нолики". Это позволяет определить уровень и содержание дальнейших мероприятий, формирует умение работать в команде, дает, возможность проявить себя. Например, один из конкурсов игры "Крестики - нолики" был "Котенька - коток". Нужно было назвать котов из всех известных детям литературных произведений. Позволялось делать домашние заготовки. При помощи родителей были составлены целые " Каталоги кошачьего жанра". Самая большая из них составила 149 произведений.
      Приведу пример литературных мероприятий, проведенных за 1,5 года с нынешними учащимися 2 класса:

1 класс

1.

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" (на литературном материале)

Октябрь

2.

"Новый читатель пожаловал к нам". Праздник прощания с Азбукой и посвящение в читателей.

Ноябрь

3.

"Всё начинается с детства". Праздник читательских удовольствий по творчеству Агнии Барто

Февраль

4.

"Любите книги детства". Семейное ток-шоу.

Апрель

5.

Бал любимых литературных героев.

Май

2 класс

1.

"У осени своё очей очарованье". Поэтический салон. Стихи русских поэтов об осени.

Октябрь

2.

Литературный вечер "За мудрые сказы спасибо Бажову"

Ноябрь

3.

К 75-летию Л. И. Давыдочева,  40-летию его книги "Жизнь Ивана Семенова" и 35-летию фильма "Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова" творческая встреча с Воробьёвым В. В., исполнителем роли Ивана Семенова в фильме

Декабрь

4.

Литературный брейн-ринг (по произведениям из плана внеклассного чтения)

Февраль

      Почти на все мероприятия имеются видеоматериалы и фотографии. К каждому празднику дети рисуют. К встрече с с Воробьёвым В. В., исполнителем роли Ивана Семенова в фильме, была создана портретная галерея Ивана Семёнова. Авторы лучших портретов награждены гостем.
      Выставки после праздников на неопределённое время в библиотеке, чтобы их видели другие читатели. Это придает детям уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание работать дальше. После таких комплексных мероприятий у ребёнка обязательно появляется интерес к автору, и он просит прочесть другие произведения автора.
      Все это напрямую влияет на повышение техники чтения. Если посмотреть таблицу анализа читательских формуляров, то видно, что дети, регулярно посещают библиотеку, читают гораздо быстрее чем те, которые приходят от случая к случаю. Например, ученица прочитала

Количество прочитанных книг Скорость чтения
(слов в минуту)
1 класс  1-е полугодие 2 класс
4 3 54
21 24 200

     Причем эта закономерность прослеживается в любом классе. Без тесного контакта с учителем, без работы с родителями очень сложно достичь хороших результатов.
     Стимулом к чтению является и награждение лучших читателей библиотеки на праздновании Дня Роджения гимназии в конце мая. Праздник торжественно отмечается в огромном зале дворца культуры. Дети, поднимаются на сцену под аплодисменты зала для получения наград, испытывают невероятную гордость.
      В результате, воспитывая в читателе интерес к чтению, мы развиваем в ребёнке личность. Воспитание читательского вкуса происходит постоянно и начинать работать над этим надо с 1 класса.
      Основной принцип работы с учащимися средних и старших классов сформулировал в высказывании Г. Зиммеля «Человек образованный – тот, кто знает, где то, чего он не знает.»
      Здесь моя задача – сформировать знания, умения и навыки работать с различным видами источников информации, их структурой, справочным аппаратом, оформлением, методики работы с ними.
      Для того, чтобы уроки были результативными, необходим хорошо организованный справочный аппарат. В нашей библиотеке есть алфавитный, словарный, именной каталоги, картотека «Педагогика», «Сценарий», «Стихи», электронная картотека «Сборники» с более чем 3 тысячами записей. В эту картотеку внесены все произведения из учебников по чтению и литературе с 1 по 11 класс, произведения из разделов литературных сборников. К сожалению, мала память старого компьютера не дает возможности сделать электронными. Но есть надежда изменить ситуацию. В планах гимназии  по  обновлению материально-технической базы значится приобретение нового компьютера для библиотеки. Нет у нас так необходимого для читателей ксерокса.
      Основное направления работы со старшеклассниками – всемерное содействие работе исследовательских практикумов, подготовке и оформлению исследовательских работ, рефератов, подготовке семинарских занятий.
      Руководства чтением в этом возрасте уже нет, но есть обмен читательскими мнениями. Так в прошлом году, купив по одной книге в общий фонд, многие учащиеся прочитали все изданные произведения Б. Акунина и В. Пелевина. При этом шёл живой обмен впечатлениями от прочитанного, в котором принимали участие и учителя.
      В библиотеке работает 1 сотрудник – Пичугина Людмила Григорьевна.


Hosted by uCoz